Внедрение РРО — путь к детенизации рынка или излишнее давление на малых предпринимателей?

1434354751Автор статьи — Ольга Шамрицкая, старший менеджер компании “Делойт”, руководитель группы по работе с предприятиями розничной торговли.


Украинцы не ассоциируют себя с государством. Зачастую, мы привыкли воспринимать его как некую обособленную структуру, которая должна обеспечивать нас теми или иными благами и решать наши проблемы, но по каким-то причинам отказывается либо не в состоянии это делать. Мы ожидаем, что государство обеспечит нам доступное образование, бесплатную медицину, высокие пенсии, дороги и качественное управление госсектором. Люди ждут реформ, в результате которых страна выйдет из замкнутого круга на путь развития, экономика станет сильной и прозрачной, документооборот – электронным, а бизнес – конкурентоспособным.

 

Люди часто забывают, что функция государства – аккумулировать, управлять и распределять средства. Что у него нет своих денег, это деньги налогоплательщиков, т.е. всего населения страны. Что высокие требования к государству сопровождаются повышением требований к каждому отдельному субъекту. А реформа государства начинается в каждом из нас. Только при этом условии система сможет работать.

 

705Одним из важных шагов в этом направлении стали поправки к Налоговому Кодексу, а также к Закону «О применении регистраторов расчетных операций в сфере торговли, общественного питания и услуг», принятые в декабре 2014 года. Согласно изменениям, уже с 1 июля плательщики единого налога 3-ей группы (с годовым оборотом до 20 млн. грн.) обязаны применять регистраторы расчетных операций (кассовые аппараты) при осуществлении наличных расчетов. С 1 января 2016 года такое же требование будет распространяться на «предпринимателей-единоналожников», относящихся ко второй группе (до 1,5 млн. грн.). Стоит отметить, что РРО не будет обязательным для представителей бизнеса, осуществляющих свою деятельность на рынках, реализующих продукцию собственного производства, а также торгующих в передвижных точках продаж.

 

Цель таких изменений понятна – РРО позволит вывести из тени огромную часть бизнеса. И очевидно, что такого рода изменения не всегда даются легко. Многие представители бизнеса восприняли повышение требований неоднозначно. Среди основных аргументов против такого нововведения – высокая цена самих РРО аппаратов (особенно для представителей малого бизнеса), сложность администрирования учета и соблюдения требований кассовой дисциплины, риск того, что изменения в законодательстве станут лишь поводом для увеличения налогового давления на малый бизнес.


А есть ли плюсы?

 

384055076Общество, частью которого являются и представители бизнеса, ждет изменений и одним из ключевых ожиданий является детенизация рынка. Внедрение РРО позволит легализировать наличный оборот, что приведет к выходу из тени рынка розничной торговли. Декларирование объема наличного оборота является необходимым условием создания справедливых условий для развития бизнесов всех размеров. Если бизнес не декларирует миллиардные обороты, работая в форме частного предпринимателя с лимитом в 20 млн грн. (например), и платит налоги как малый бизнес, то, в результате, налоговый пресс на малый бизнес будет только расти. Таким образом, в долгосрочной перспективе малый бизнес от этого нововведения получает очевидные преимущества.

 

В 2014 году рынок розничной торговли, по оценкам Economist Intelligence Unit, составил 903,5 млрд. грн., из которых, по оценкам игроков рынка, около 50% – так называемая неорганизованная торговля. К ним относятся рынки, частные предприниматели, но все же часть из них – это организованная (по сути) торговля, имеющая узнаваемый бренд, занимающая значимую долю рынка, управляемая единым менеджментом, но не зарегистрированная в виде юридического лица. Они работают на том же рынке и на абсолютно неравных условиях конкурируют с «прозрачными» компаниями, выплачивающими все налоги.

 

Требование о внедрении РРО частными предпринимателями было встречено так остро, поскольку оно касается каждого лично. Речь идет не о корпорации Х, которая должна платить налоги, или о фонде У, от которого ожидается финансирование реформ, а о предпринимателе Z, которому предстоит декларировать весь доход. Нам нужно менять что-то в менталитете, нужно осознать, что создать сильное государство можно лишь при условии, что каждый отдельный гражданин, предприниматель, корпорация будут делать все возможное, чтобы финансировать данное государство. Только в этом случае государство сможет финансировать то, что мы от него ожидаем. Государство – это не что-то абстрактное, это мы с вами.

 

Безусловно, впереди еще много вопросов, которые предстоит решить: построить эффективную систему контроля, базирующуюся на рисках, сути, эффективности. В идеале – переход исключительно на электронную форму подачи отчетности; построение системы, позволяющей автоматизировать проверки декларируемой информации; проведение фискальных проверок на местах только в случае расхождений. Необходимо также решить ряд вопросов, касающихся разных видов деятельности: например, применение РРО при осуществлении дистанционной торговли, применение РРО в кассах банков и т.д. Но внедрение всех этих изменений требует мощного катализатора в виде повышения социальной ответственности каждого члена общества.

 

00(1)Среди других плюсов легализации наличного оборота среди частных предпринимателей – позитивное влияние на развитие банковского сектора. Сегодня в крупных торговых сетях расчеты за купленный товар платежными картами составляют более 40%. Поскольку «преимущества» работы с наличным оборотом будут нивелироваться, использование платежных терминалов будет увеличиваться. Как следствие, население будет больше заинтересовано в обелении заработных плат и использовании банковских продуктов.

 

В качестве выводов приведу маленький пример. Однажды, путешествуя по Италии, я арендовала квартиру буквально на несколько ночей. Преклонных лет итальянец скрупулезно подписывал со мной договор, честно указывая стоимость аренды. Оказалось, что от стоимости аренды ему остается лишь 30% (остальное – агентские, налоги, обсуживающий персонал и т.д.). Мой вопрос о том, что заставляет его заключать со мной договор и вообще декларировать эти доходы его явно удивил. «А разве может быть по-другому?» – спросил он. С того момента прошло уже много лет, а я до сих пор помню лицо этого джентльмена и всегда привожу его в пример. Мне очень хочется жить в обществе, где налоги платят не потому, что кто-то заставляет, контролирует, принуждает, а потому, что так надо и не может быть по-другому.


Использованы материалы финансового портала "МинФин" от 15.06.2015.

 

Обсуждение закрыто.




Соорганизаторы