Обязательность применения РРО на предприятии. Миф или реальность?

петренкоАвтор статьи - Евгений Петренко, адвокат, Руководитель практики по уголовному праву, процесса и разрешения споров Международного правового центра EUCON.


 

Уже более 10 лет у меня есть практическая возможность сравнивать как украинское и польское законодательство, так и опыт каждой страны в реформировании налоговой системы. И поскольку Украина хоть и медленно, но движется в направлении детенизации экономики, мы проходим этапы, которые более успешные страны уже прошли. Сейчас мы проходим сложный и болезненный этап внедрения кассовых аппаратов для предпринимателей.

 

Польша, имеющая большое количество рынков в свое время также столкнулась с протестами торговцев. Министерство финансов провело огромную разъяснительную работу, стараясь объяснить каждому плательщику налогов, почему важно выдать и получить кассовый чек. Ведь именно регистрация операции продажи через кассовый аппарат гарантирует факт прозрачности бизнеса продавца и защищает права покупателя. В стране проводились акции под лозунгом «Возьми кассовый чек». Безусловно, одним из основных аргументов предпринимателей против внедрения новых правил была необходимость приобретения кассового аппарата за свой счет. Хотя, например, опыт Литвы, профинансировавшей приобретение кассовых аппаратов из бюджета, показывает, что протесты все равно неизбежны. Польша сохранила возможность работать без кассового аппарата предпринимателям с небольшим объемом продаж, таким образом локализовав часть конфликта.

 

600-01164298_001_433x433В свете последних изменений украинского налогового законодательства в сфере контроля расчетных операций, мы видим позицию наших клиентов — представителей малого и среднего бизнеса, которая заключается в готовности использовать кассовые аппараты в обязательном порядке, но только при условии отмены высоких штрафных санкций, определенной компенсации на приобретение и обслуживание РРО, увеличении длительности переходного периода и изменении фискального подхода налоговиков при проверках. Но скорее всего законодателю будет сложно найти «баланс между фискальной неизбежностью и либеральными нормами», и скорее всего плательщикам налогов нужно готовиться к освоению техники и расходам на ее приобретение.

 

Поэтому в данной ситуации мы рекомендуем клиентам, прежде всего изучить законодательные нормы, уделив внимание вопросам ответственности, что даст возможность избежать налоговых рисков.

 

Если в соответствующее законодательство не будет внесено никаких изменений, то с 1 июля 2015 года требование относительно обязательного применения РРО будет распространяться на плательщиков единого налога III группы, а с 1 января 2016 года – на плательщиков единого налога II группы (кроме плательщиков, осуществляющих продажу товаров на рынках и через средства передвижной сети).

 

В противовес законодатель предлагает плательщикам налогов мораторий на проведение проверок с некоторыми исключениями. Однако в нем существуют незаметные на первый взгляд «подводные камни».

 

logos004Предусмотрено, что в 2015 и 2016 годах проверки предприятий с объемом дохода до 20 млн. грн. за предыдущий календарный год контролирующими органами будут проводиться только при наличии разрешения Кабинета Министров Украины, просьбы плательщика налогов, решения суда или в соответствии с требованиями Уголовно-процессуального кодекса Украины. И в данном случае, очевидно, под предыдущим имеется в виду не только 2014 год, хотя закон не уточняет какой именно.

 

Насколько фискальной может быть логика контролеров нам известно, и теперь их логика подкрепляется решениями ВСУ и ВАСУ, которые однозначно утверждают, что предыдущий отчетный период — это любой период в пределах 1095 дней (споры о включении запоздалых налоговых накладных в налоговый кредит). То есть это может быть и 2012, 2013, 2014 г. по отношению к 2015 г.

 

Конечно, Вы можете соглашаться или не соглашаться со мной, но в Едином реестре судебных решений имеются многочисленные споры об отмене приказов о проведении проверок. И решение судов выносятся как в пользу налогоплательщиков, так и в пользу налоговиков, констатируя вышесказанное мной логику.

 

img45Поэтому, если у Вас доходы за 2012 или 2013 были больше 20 млн. грн., то вполне вероятно можете ожидать сообщение о проведении проверки за эти периоды. А вопрос о неправомерности действий в настоящее время не является очевидным, как Вам казалось до сих пор.

 

Под проверки, кстати, также подпадают с 1 июля 2015 года плательщики единого налога ІІ и ІІІ (ФЛП) групп, которые с 1 января 2015 года до 30 июня 2015 года включительно не начали применять РРО.

 

Кроме этого, Государственная фискальная служба в своем письме от 07.05.2015 г. №9751/6/99-99-22-03-02-15 разъяснила, что в план-график проведения документальных плановых проверок налогоплательщиков включаются в первую очередь налогоплательщики, которые по результатам деятельности имеют наибольшие риски неуплаты в бюджет налогов и сборов, обязательных платежей.

 

Вопрос ответственности за нарушения, связанные с использованием РРО – наиболее волнующий субъектов хозяйствования. Закон действует с 1 января 2015 года, санкции к предпринимателям не будут применяться до 1 июля 2015.

 

05195645.046686.6658Переходными положениями Закона Украины от 06.07.95 г. «О применении регистраторов расчетных операций в сфере торговли, общественного питания и услуг» предусмотрено, что до 1 июля 2015 года субъекты хозяйствования освобождаются от санкций за нарушение требований Закона при предоставлении услуг в случае проведения расчетов в кассах с оформлением приходных и расходных кассовых ордеров и выдачей соответствующих квитанций, подписанных и удостоверенных печатью в установленном порядке; при выполнении операций по купле-продаже иностранной валюты в случае, если эти операции выполняются в кассах уполномоченных банков с оформлением расчетных документов согласно нормативным актам НБУ, и операций коммерческих агентов банков по приему наличности для дальнейшего ее перевода; при продаже товаров в системах электронной торговли (коммерции).

 

Однако, бизнесу не следует забывать об ответственности в виде санкций, которые начнут применяться с 1 июля 2015 года. Кроме базовых незначительных штрафов, особое внимание следует уделить штрафам за каждое последующее совершенное нарушение, размер которых увеличивается в кратном размере от стоимости проданных с нарушениями товаров (услуг).

 

Поэтому в этой связи, остается надеяться на то, что законодателем будет найден определенный баланс между фискальной направленностью политики и либеральными нормами в сфере применения РРО.


Использованы материалы финансового портала "МинФин" от 18.06.2015.

 

Обсуждение закрыто.




Соорганизаторы